6 апреля (25 марта ст.ст.) 1899 — Торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка.

Это был трамвай Первого Общества конно-железных дорог, маршрут его пролегал от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка (Старый Петровско-Разумовский проезд). Первый «электрический» трамвайный парк располагался на Башиловке.

Трамвай в Москве сменил собой конку — конно-железную дорогу. Собственно из-за конкуренции с компаниями, владеющих «конками», в Москве трамвай был пущен позже, чем в Киеве, Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Витебске. Однако и самим компаниям было ясно, что их транспорт устарел, и в итоге они сами инициировали запуск трамвая.

«Московские ведомости», 26 марта 1899 года:

«25 марта с большой торжественностью состоялось давно ожидаемое открытие электрического трамвая, устроенного Первым Обществом конно-железных дорог на загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка.

По этому поводу в электрическом парке, близ Башиловки, в 4 часа дня было совершено молебствие с водоосвящением перед чтимой иконой Спаса Нерукотворного и местными святынями. Молебствие происходило в машинном здании, украшенном, как и все здания парка, флагами, совершалось благочинным протоиереем П.В.Приклонским соборно, при участии хора и певчих.

К молебствию прибыли: московский губернатор гофмейстер А. Г. Булыгин, московский почт-директор тайный советник К.Г.Радченко, московский городской голова князь В.М.Голицын, исполняющий должность московского обер-полицеймейстера полковник Д.Ф.Трепов, начальник почтово-телеграфного округа Ф.А.фон Пистолькерс, правительственный инспектор П.Д.Вонляровский, многие гласные городской Думы…

…Гостей встречали директоры Правления Первого Общества конно-железных дорог с председателем Н.М.Перепелкиным во главе. Около парка задолго до прибытия гостей собралась многочисленная толпа парода, ожидавшая открытия электрического трамвая…

…Молебствие закончилось провозглашением многолетия, причем протоиереем П.В.Приклонским была сказана приличествующая случаю речь. После молебствия всем присутствовавшим было предложено занять места в вагонах, убранных национальными флагами.

Вскоре первый вагон с начальствующими и почетными лицами двинулся в путь, причем при выходе из ворот парка была перерезана трехцветная лента. За этим вагоном с небольшими промежутками двинулись ещё 4 вагона, наполненные приглашенными на торжество гостями…

…Электрические вагоны, выходя из депо, направлялись в Петровский парк. По всему пути, на протяжении 2,2 верст, стоял народ, с любопытством смотревший на движение электрического трамвая. Движение трамвая было плавное, скорое и почти без всякого шума; по желанию трамвай с поворотом рычага мгновенно останавливался.

В Петровском парке прибытие трамвая ожидалось местным населением. Все находившиеся в вагонах, воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев.

Из Петровского парка гости очень быстро были доставлены по второму пути к Бутырской заставе. Здесь их ожидали вагоны конно-железной дороги, в которые все приглашенные пересаживались для следования к гостинице «Московская», где был приготовлен обед для приглашённых лиц. Обед сопровождался тостами. Первый тост за драгоценное здоровье Государя Императора был провозглашён городским головой князем В.М.Голицыным…

Затем Князь В.М.Голицын приветствовал от имени городского управления Первое Общество конно-железных дорог с важным почином в деле усовершенствования, каким несомненно является открытие электрического трамвая.

Председатель Правления Первого Общества конно-железных дорог Н.М.Перепелкин произнес пространную речь, в которой представил исторический очерк развития улучшенных путей в Москве и пожелал, чтобы первый опыт оправдал те надежды, которые возлагает на электрическую тягу Общество, чтобы эта тяга получила права гражданства по всей Москве…

…Далее было произнесено несколько речей, в которых отмечалось, что нынешний день должен считаться знаменательным в жизни Москвы, так как в этот день положено начало коренному переустройству в деле скорого и удобного сообщения в столице…

Обед в оживленной беседе затянулся до десятого часа. Меню обеда было украшено гербом Москвы и видом электрического трамвая, выходящего со станции.»

http://elektrobgau.narod.ru/CHAST5555/Onetramvai/newpage3.htm

#Российская_Империя_mirror_of_history
#Москва_mirror_of_history