помогите обьясните смысл названия сказа «Золотое слово» автор сказа С.К Власова.

  • Помимо сказов про уральскую природу, писала Серафима Константиновна и сказы поучительного характера. И этот сказ один из таких примеров. Не смотря на то, что произведение имеет такой характер, начинается он все же с воспевания уральских умельцев: «Слава про златоустовских мастеров по всему свету летит, как крылатая песня…». Но есть мастера не только рукодельного дела, но и словесного: «Взять хотя бы Крапивина Тимофея: когда-то первым сказочником был. Есть в земле камень-хрусталь. Самой чистой воды он бывает. Кристалл к кристаллу. В горах он рождается. Но вдруг попадет такая красота в подземные воды. Примется вода хрусталь крутить, бить о другие камни. И до того дотрет, что от кристалла один окатыш останется. Поглядишь на такой камешек — и глаз не остановишь. Весь он в царапинах, как в морщинах, без блеска и без граней. Пройдешь мимо такого камня, пнешь ногой, чтобы на дороге не мешался, и все… Но попробуй отбей от такого окатыша кусочек и увидишь, какой он внутри чистый, прозрачный — ну настоящий хрусталь, каким бывает он рожден в земле. Вот таким окатышем и был в жизни Крапивин Тимофей»(9).Именно так тонко и своеобразно описывает Власова сказителя, сравнивая его с драгоценным камнем. Какие сказы сказывал, что никто не мог устоять, бросали свои дела и садились слушать. Однажды пришел к Крапиве, такое прозвище в народе ему дали, сосед, поведать про свою беду. Жена и дочери его, бегают все в барской дом, да таскают оттуда шмотье разное, надевают на себя и ходят. И никак он отучить их не мог от такого дела, вот и обратился к Крапиве: «…Отучи какой-нибудь страшной сказкой моих девок, заодним и жену, чтобы не бегали в господский дом. Один стыд от людей. Все люди норовят господский дом стороной обойти, а мои будто мухи туда липнут, ровно там ворота вымазаны медом…»(9). И сложил рассказ Крапивин, и поведал его всему народу, в том числе и девкам соседа. А был он о том, как простая милая девушка, в погоне за славой и деньгами, прислуживала боярам, а стала в результате злобной и бездушной. Однажды ударила она плетью старика, а он оказался Батюшкой — Уралом. За все ее прегрешения сбросил он девушку под землю и на том месте где стоял камнем остался. После такого рассказа перестали соседские бабы бегать в господский дом.Сказ написан тоже в обычной манере писательницы, но мысль его для данного жанра весьма своеобразна. Сказ говорит о чудодейственной силе искусства слова. И героем его является не богатырь, не умелец, а совершенно неказистый с виду мужичишко Тимофей Крапивин, который «сказы плел» и словом своим, будто «крапивой обжигал». Не одного человека искусством своим он на правильную дорогу вывел. «Вот и выходит, руки мастера булат куют, а слово золотое — человека человеком делает».



See also: