Анализ стихотворения «Роза» Тургенева.

  • 185 лет назад, 18 июля , в Париже родилась Полина Виардо-Гарсиа.

    Она обладала искусством петь( по признанию К.Сен-Санса, великого французского композитора 19 века, “…ее голос, не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий”, артистическим талантом) и слыла умной женщиной, владевшей талантом жить (трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, превосходно владевшая несколькими европейскими языками).Она была подругой, любовью великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

    …Свои стихотворения в прозе Тургенев озаглавил Senilia (лат., стариковское, старческое), их следует читать не все сразу, а постепенно, открывая для себя
    какую-то грань, впечатление, мысль великого писателя.
    Это и маленькие новеллы, в которых проступает интерес писателя к человеку и его судьбе, это и стихи в прозе, в концентрированной форме рассказывающие о нем, о его любви, а также о его одиночестве в конце пути.

    «Роза» Тургенева.
    В последние дни августа она сидела за столом в гостиной, а он «знал, что свершалось тогдав ее душе». Потом она уходит и не возвращается несколько часов, и тогда он отправляется по аллее, по которой пошла она и находит чуть распустившуюся розу, которую видел у нее на груди. Он «бережно поднял упавший в грязь цветок и , вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом».
    «Вот и она вернулась наконец — и легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
    Ее лицо побледнело и ожило; быстро, с веселым смущением бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.
    Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня — и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
    — О чем вы плачете? — спросил я.
    — Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
    Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
    — Ваши слёзы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
    — Слёзы не моют, слёзы жгут,- ответила она, и обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
    — Огонь сожжет еще лучше слёз, — воскликнула она не без удали, — и прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзко и счастливо.
    Я понял, что и она была сожжена.» Апрель, 1878.

    Ответ лишь между строк.