сравнительная характеристика Персии и Греции

вопросы для сравнения      персия    греция

государственный строй

экономика  помогите очень срочно!!!!!!

армия

религия

  • 1.Своею правительственною системой П. обязана была Дарию I. Каждый из покорённых народов сохранял свой язык, свою религию, свои нравы, законы, нередко и своих национальных вождей, но над всем господствовала общая администрация. Государство было разделено на сатрапии, которых, по Геродоту, было 20, но судя по надписям — от 23 до 31. Во главе каждой сатрапии стоял сатрап, начальник гражданского и финансового управления; главной обязанностью его было наблюдение за правильным поступлением податей и налогов и за возделыванием земли, служившей главным источником благосостояния жителей и государства. Наряду с сатрапом стоял царский секретарь, через которого сатрап получал приказания царя, и командующий войсками, получавший приказания непосредственно от царя. Ежегодно и даже чаще страну объезжали особые инспекторы («глаза и уши царя»), ревизовавшие сатрапии с уполномочием вводить реформы и даже удалять сатрапов от должности. Между столицей государства, Сузой, и провинциями, не исключая самых отдалённых, было установлено сообщение посредством конных курьеров (см. Ангары,). Каждая сатрапия обязана была уплачивать ежегодно два налога: один — золотом и серебром, другой — натурой. Благодаря первому в казначействе персидских царей накапливались громадные богатства в слитках; второй шёл на содержание царского двора, на жалованье сатрапам и должностным лицам и на содержание армии. Египет, например, поставлял хлеб, Киликия — лошадей, Мидия — лошадей, мулов и рогатый скот, Армения — жеребят, Эфиопия — чёрное дерево и слоновую кость. Одна П. была освобождена от налогов и, как это было при Кире и Камбизе, ограничивалась добровольными приношениями. Завоевания Кира внесли в среду персов ассирийскую и лидийскую роскошь. От мидийцев перешло к персам господство магов, которых стали считать единственными посредниками между людьми и божеством; у мидийцев же персы заимствовали их великолепные костюмы и вооружение. Воспитание у персов было направлено к развитию воинственного духа, чувства чести, правдивости и любви к славе. Храбрость на войне и верность царю были высшими добродетелями в глазах персов; чинопочитание было у них основой обыденных отношений. Из искусств процветали у персов только скульптура и архитектура. Представителями науки были исключительно иностранцы: при дворе персидских царей жили греческие врачи, греческие и финикийские инженеры, египетские художники. В общем цивилизацию древних персов нельзя ставить наряду с цивилизациями Египта и Вавилона; несомненно, однако, что монархия Ахеменидов при всех недостатках своей администрации и при всех крайностях деспотизма в продолжение двух веков обеспечивала за Азией сравнительно гуманную, правильную и прочную правительственную систему. Ср. Menant, «Les Achéménides et les Inscriptions de la Perse» (П., 1872). О религии древних персов — см. Парсизм.
    При Сасанидах государство в общем сохранило прежнее устройство (господство земельной аристократии); сохранилось также деление на 18 провинций (сатрапий), которые, однако, иногда объединялись под властью 4-х главных наместников. В отличие от государства Арзакидов вассальные династии продолжали существовать только в пограничных областях. Значение духовенства усилилось; религия Зороастра сделалась государственной в полном смысле слова (строгое преследование как иноверческой пропаганды, так и ересей). Администрация и финансовое управление были приведены в стройную систему; то и другое впоследствии послужило образцом для мусульманских владений в П.; правителям последних никогда не удавалось довести порядок и доходность провинций до той степени, какой они достигали при Сасанидах.. 
    Греция 
    В глубокой древности судебные функции исполняла сама родовая организация, которая в случае убийства одного из членов рода творила кровную месть убийце. Полисная организация отобрала у рода эти функции, сосредоточив их в руках государственных судей. Аристократия долго сохраняла монополию на власть, в том числе судебную, но со временем вынуждена была уступить часть власти новым социальным силам. Неписаное право, знатоками и хранителями которого были главы аристократических родов и на основании которого они выносили приговоры, должно было уступить место писаным законам, ставшим достоянием всех свободных граждан.




See also: