О каких формах ордынского владычества рассказывается в этих источниках? 6  класс ичтория России

  • Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда про­стиралась от Оби на востоке до Дуная и Хорезма на юге. На этой территории проживали народы, говорившие в основном на тюркс­ких языках, общим названием которых стало слово «татары» . 

    Первоначально Золотая Орда (Улус Джучи) входила в состав Монгольской империи, столицей которой был город Каракорум. Ордынские правители получали там ярлык на царствование в Улусе Джучи, а русские князья — ярлык на княжение. Однако со временем империя распалась на несколько враждующих улусов. В низовь­ях Волги Батый повелел поставить город Сарай и сделал его своей столицей. Самостоятельное существование Золотой Орды следует ис­числять с 1266 г. , когда хан Менгу-Тимур приказал впервые отчеканить на монетах свое имя вместо имени всемонгольского государя. 

    Первоначально монголы организовали управление подвластной территорией в соответствии со своими привычными порядками. Завоеванные степи были распределены между братьями Бату и превратились в удельные владения. Удельные правители выставля­ли для ханского войска определенное число всадников и отчисляли в ханскую казну часть податей, собираемых с населения удела. В XIV в. Золотая Орда была разделена на четыре улуса, во главе которых стояли наместники (улусбеки) . Они являлись командующи­ми армий и одновременно правителями улусов. 

    Всей ордынской армией командовал военачальник — бекляри-бек. Он считался главой кочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. К примеру, влияние Мамая, Едигея, Ногая было столь велико, что они могли назначать ханов по своему усмот­рению. 

    Постепенно структура управления в Золотой Орде менялась. За образец было взято административное устройство мусульманских государств Средней Азии. 

    Основатель монгольской империи Чингисхан завещал терпимо относиться к представителям всех вероисповеданий. Поэтому в землях, подчинявшихся Улусу Джучи, христиан не подвергали никаким религиозным гонениям. Более того, монголы стремились привлечь на свою сторону священнослужителей, освобождая их от выплаты «выхода» и давая специальные ярлыки, защищавшие от произвола монгольских чиновников. Однако сами монголы в большинстве сво­ем оставались язычниками, хотя некоторые принимали христиан­ство или ислам.