1 апреля 1906 года родился Александр Сергеевич Яковлев — советский

1 апреля 1906 года родился Александр Сергеевич Яковлев — советский конструктор авиационной техники.
Родился в городе Москве, в семье служащего.
Русский. Отец служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать была домохозяйкой. В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени». В школе проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал ее в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок. Не бросая школы, в 1919—1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота — ОДВФ. Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера. С 1924 года Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е.Жуковского .

В том же году построил свой первый летательный аппарат — планер «АВФ-10». Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил свой первый самолет – «АИР-1» («ВВА-1»). В июле 1927 на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды — дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полёта. За эти достижения А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса.

Во время учебы в Академии А.С.Яковлев не переставал заниматься постройкой самолётов. За 1927—1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолётов — от «АИР-1» до «АИР-8», один из которых («АИР-6») строился большой серией. В 1931 году, по окончанию учебы в академии, поступил инженером на авиазавод № 39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации — свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С.Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из «Осовиахима» в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115. Первый самолёт, созданный на новом месте, «АИР-9», осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт «УT-2» первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годы.

В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: «УТ-1», «АИР-11» и «АИР-12». В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик «ББ-22» («Як-2» и «Як-4»), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. «Як-2» и «Як-4» строились серийно. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке 13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.

В годы Великой Отечественной войны на основе «Як-1» были созданы «Як-7» (1941), «Як-9», «Як-3» (1943) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый “як” имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации «Як-3» она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на «Як-1» до 37 мм и 45 мм на «Як-9». Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у «Як-9ДД». До июля 1946 года А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946 году — заместителем министра по общим вопросам). В 1946 году ему было присвоено звания генерал-полковника. С 1956 года и до выхода на пенсию С.А.Яковлев — генеральный конструктор ОКБ.

В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель «Як-15» стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали «Як-17УТИ», «Як-23», «Як-25» — первый советский всепогодный перехватчик, высотный «Як-25РВ», первый сверхзвуковой разведчик «Як-27Р», семейство сверхзвуковых самолетов «Як-28», включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер «Як-14» и вертолет «Як-24» — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда.

Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные «Як-11» и «Як-18», многоцелевой «Як-12», первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты «Як-30» и «Як-32». Выступая с 1960 года на «Як-18П», «Як-18ПМ», «Як-18ПС» и «Як-50» советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. С 1968 года перевозит пассажиров «Як-40» — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее создан 120-местный «Як-42», отличавшийся высокой экономичностью. В 1967 г. на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки «Як-36», а с 1976 г. на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки «Як-38» — первые в мире палубные СВВП. 21 августа 1984 г.

А.С.Яковлев ушел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под руководством Александра Сергеевича Яковлева было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов. Самолёты ОКБ были отмечены Ленинской (1971), Государственной (1977) и шестью Сталинскими премиями (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948). Жил в городе-герое Москве.
Скончался 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы. Награжден десятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями; французским орденом Почётного легиона. Кроме того, ему была присуждена Золотая авиационная медаль FAI.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12893
#конструкторы_mirror_of_history
#авиация_mirror_of_history




Ссылка на основную публикацию
2018